ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Лекция 21 июля (СБ) "Рафаэль: путь художника"
 пройдет в 16.00
в павильоне "Рабочий и колхозница"

"Святой Георгий" Донателло

ДОНАТЕЛЛО «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ», 1415-1417, НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАРДЖЕЛЛО, ФЛОРЕНЦИЯ

 

С именем Донателло связано появление новой скульптуры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. В своем творчестве он сумел отойти от готической скульптуры, и на базе античных традиций и собственного видения создал новый стиль. Донателло представил миру реального человека, его характер, силу и красоту. Именно он предвосхитил и вдохновил Микеланджело Буонарроти.

 

ОРСАНМИКЕЛЕ

 

В самом центре Флоренции на шумной улице виа Кальцайоли возвышается суровое здание, похожее на неприступную средневековую крепость. Перед вами церковь Орсанмикеле. Ее значение для городской жизни XIV-XV вв. было огромным. 

Здание много раз перестраивалось, его первый этаж занимала церковь, а верхняя половина была зернохранилищем. Попечителями Орсанмикеле были городские гильдии. Они же спонсировали работы по отделке здания.

Церковь Орсанмикеле занимала очень важное положение. Именно здесь был сосредоточен экономический центр Флоренции. Виа Кальцайоли и сегодня соединяет Дуомо (дом Бога) и площадь Синьории со стоящим на ней Палаццо Веккьо (дом Власти) а на середине символично пути располагается Орсанмикеле, - дом Торговли.

Кроме того, Орсанмикеле - настоящий музей флорентийской скульптуры. Каждая гильдия занималась украшением готических ниш, расположенных на внешних стенах. Каждая выбирала скульптора и оплачивала заказ на изготовление скульптуры своего небесного покровителя. 

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

 

В 1415 году гильдия оружейников заказывает Донателло статую Святого Георгия. Именно она станет первым триумфом флорентийского скульптора.

Святой Георгий - один из самых гармоничных и прекрасных образов в искусстве Раннего Возрождения. Покровитель оружейников предстает перед нами во всем блеске. 

Юный рыцарь стоит, опираясь на щит с традиционным изображением креста. На плечах небрежно наброшенный плащ. Легкие доспехи подчеркивают его гибкое стройное и сильное тело. 

"Святой Георгий" Донателло - яркая индивидуальность. Он совсем не похож на устремленные ввысь средневековые статуи с отрешенными лицами. 

В его глазах - сосредоточенность и вызов. Он твердо стоит на земле, не отступит ни на шаг и отразит любую атаку.

Перед нами герой, воин необычайной красоты и силы духа. Идеальный человек эпохи Возрождения.

Вазари в восхищении писал:

Голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть. некий гордый и грозный порыв и изумительное движение, оживляющее камень изнутри. и, конечно, ни в одной современной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донателло..

И, согласитесь, этот героический образ напоминает о другом величайшем шедевре. Та же решимость, энергия и сила духа. 

Современники говорили: 

Либо дух Донато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонарроти сам себя предвосхитил, проявившись в Донато...

Примечателен и рельеф в основании статуи. На нем Донателло изобразил сцену сражения Святого Георгия с драконом. Именно здесь Донателло впервые применяет принцип линейной перспективы в скульптуре.

© Рена Махмудова, 2017

* Иллюстрации - wga.hu