ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Лекция 21 июля (СБ) "Рафаэль: путь художника"
 пройдет в 16.00
в павильоне "Рабочий и колхозница"

"Ангелы-музыканты" Мелоццо да Форли

10 августа 1471 года в ходе конклава коллегия кардиналов избирает нового папу. 57-летний лигуриец Франческо делла Ровере становится папой Сикстом IV. Гуманист, эрудит и меценат, своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел.

На Капитолийском холме и сегодня можно отыскать мраморную табличку, которая гласит, что 15 декабря 1471 года папа Сикст IV передал в дар городу античные произведения искусства, в числе которых голова Константина, "Мальчик, вытаскивающий занозу" и знаменитая бронзовая Ла Лупа, капитолийская волчица, которая станет символом Рима.

Накануне юбилейного 1475 года по приказу Сикста IV в Риме возводят мост Понте Систо, прокладывают дороги виа Лунгара и виа Джулия, открывают госпиталь Санто-Спирито. Связана с именем Папы и знаменитая Сикстинская капелла, которую он распорядился построить на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год. Капелла получила название Magna (великая, большая), а после смерти основателя, Сикста IV, ее начали называть Сикстинской.

 

Верный идеям гуманизма, папа Сикст IV открывает знаменитую публичную Апостольскую библиотеку. Она состоит из трех секций: зал греческой литературы, зал латинской литературы и частная библиотека Папы. Для декорирования залов библиотеки были приглашены флорентийцы, братья Гирландайо, художник римской школы Антониаццо Романо и Мелоццо да Форли. Последнему принадлежит жемчужина фресковой живописи времен кватроченто в Риме, "Сикст IV назначает Бартоломео Платину хранителем Ватиканской библиотеки". Созданная в 1475-1477 гг., она располагалась в зале латинской литературы. В наши дни фреска экспонируется в Пинакотеке Ватикана.

 

В декорациях, достойных королей, будто разыгрывается театральное представление. Перед нами шестеро человек: четверо стоят, один на троне, один коленепреклонен. Ни один из изображенных людей не смотрит на других персонажей, каждый неподвижен, надменен и торжественен. Эту картину обрамляют роскошные пилястры из резного мрамора, на них - гирлянды из желудей (геральдического символа фамилии делла Ровере). Позади - колонны, арки, кесонированный потолок с позолоченными деталями и бесценной лазурью и два высоких, симметрично расположенных окна.

 

Столь высокий градус торжественности был необходим. Ведь фреска имела политическое значение: именно таким должны были запомнить потомки Папу Сикста IV, сидящего на троне. После юбилея 1475 года Рим становится центром христианского мира. Отныне главное слово в Ватикане - могущество. Папа, глава Римской католической церкви, правит как император, в его руках сосредоточена огромная власть. Он окружен своими племянниками: рядом с ним кардиналы, Джулиано делла Ровере (будущий папа Юлий II) и Пьетро Риарио, слева - Джованни делла Ровере и Джироламо Риарио, блестящие придворные. Однако, Папа желал войти в историю и как гуманист, покровитель наук и искусств. Именно потому перед нами аудиенция: на коленях перед Папой Бартоломео Платина, он получает должность хранителя Апостольской библиотеки и указывает на мраморную табличку, с соответствующим распоряжением.

Создатель фрески, художник Мелоццо да Форли, войдет в историю как pictor papalis, т.е. художник при дворе Папы.

Мелоццо ди Джулиано дели Амбрози родился в городе Форли в 1438 году. О его становлении и раннем периоде творчества почти ничего не известно. Художником, оказавшим на него значимое влияние, станет Пьеро делла Франческа. В 1465-1475 годах Мелоццо жил и работал в городе в Урбино. Здесь в это же самое время Пьеро делла Франческа создает свои самые значительные произведения для герцога Федерико да Монтефельтро, в том числе Урбинский диптих (двойной портрет герцога Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца).

Мелоццо изучает технику работы с цветом, знакомится с основами построения пространства, приемами создания объемных фигур и с характерной монументальной неподвижностью персонажей Пьеро. Позже в зале Апостольской библиотеки он придаст облику Сикста IV статуарную торжественность схожую с той, что словно излучает герцог Монтефельтро с портрета работы Пьеро делла Франческа.

Еще одной важной работой для Мелоццо станет грандиозная фреска, созданная в апсиде базилики Санти Апостоли в Риме в семидесятых годах XV века. Заказчиком выступил кардинал Джулиано делла Ровере (тот самый, что стоит перед Папой на фреске из зала библиотеки), задумавший обновление базилики.

Базилика Святых Апостолов - одна из важнейших римских церквей, была хорошо знакома Мелоццо: около десяти лет назад он вместе с римским художником Антониаццо Романо работал над росписью капеллы Виссариона (фрески сохранились лишь частично и открыты после недавней реставрации). Что же до фрески в апсиде, то она существовала до 1711 года, после чего была уничтожена в ходе работ по перестройке базилики.

Фрагменты фрески, "Ангелы-музыканты" и изображения апостолов, сегодня хранятся в Пинакотеке Ватикана. Кроме того, центральная часть фрески "Вознесение Христа", экспонируется в Квиринальском дворце.

Сюжетом для фрески послужило "Вознесение". Именно этот чудом сохранившийся фрагмент дает возможность оценить мастерство художника. Мелоццо изображает Христа в совершенно необычном ракурсе. При взгляде на фигуру Спасителя, созданную со всеми необходимыми сокращениями, создается эффект полета, истинного вознесения.

Таковы же и апостолы, и ангелы, играющие на музыкальных инструментах. Для каждого персонажа Мелоццо выбирает свою хроматическую гамму, индивидуальные особенности и сложнейшие ракурсы.

В своих "Жизнеописаниях..." Джорджо Вазари писал о манере Мелоццо: 

Он проявлял большое старание и тщательность в передаче ракурсов, о чем можно судить в церкви Сант Апостоло в Риме по абсиде главного алтаря, где на фризе, построенном в перспективе и обрамляющем эту работу, написано несколько фигур, собирающих виноград, а также бочка, и во всем этом много хорошего. Но это видно еще более явно в Вознесении Иисуса Христа, окруженного хором ангелов, сопровождающих его на небеса, где фигура Христа изображена в ракурсе столь удачном, что кажется, будто она проникает через свод, и таковы же ангелы, кружащиеся на фоне воздуха в разных положениях. Равным образом и апостолы, стоящие на земле в разных позах, сокращаются настолько хорошо, что и тогда, и сейчас еще его хвалят все те художники, которых его труды многому научили, так как он был величайшим перспективистом, о чем свидетельствуют здания, написанные им в этой работе, порученной ему племянником папы Сикста IV, щедро его вознаградившим.

© Рена Махмудова, 2017

* иллюстрации - wga.hu