ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Лекция 21 июля (СБ) "Рафаэль: путь художника"
 пройдет в 16.00
в павильоне "Рабочий и колхозница"

Джентиле да Фабриано "Поклонение волхвов"

ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО "ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ", 1423, ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ, ФЛОРЕНЦИЯ

 

Двадцатые годы XV века во Флоренции - это время сложения нового стиля в живописи, скульптуре и архитектуре, которое позже назовут Возрождением.

Интересно, что радикальные перемены мирно уживались со старым стилем. Поздняя «интернациональная» готика исчезает не сразу, в своей «осенней» фазе она будет затухать еще несколько десятилетий. Одновременно с революционной живописью Мазаччо во Флоренции Джентиле да Фабриано будет создавать свои сказочные шедевры.

 

Джентиле да Фабриано - самая яркая звезда уходящего стиля. Он родился примерно в 1375 году в городке Фабриано (регион Марке) в семье торговца тканями. Свои первые живописные работы Джентиле создавал для купцов. Представители нового социального класса, они доверяли и высоко ценили талант юного Джентиле. Его живопись отличала необыкновенная тонкость рисунка, изящество и роскошь. 

Вскоре Джентиле становится самым востребованным и высокооплачиваемым живописцем. Произведение, заказанное у Джентиле,  - самое красноречивое свидетельство богатства и высокого социального положения заказчика.

Джентиле много путешествует, изучает живописные традиции, переосмысливает их и вырабатывает свой уникальный стиль. Особым образом на Джентиле повлияла венецианская живописная школа (в 1405 году художник занимался декодированием Палаццо Дукале, фрески не сохранились) с ее византийской роскошью и вниманием к деталям.

 

В 1421 году Джентиле да Фабриано прибывает во Флоренцию. Через два года к нему обращается богатейший флорентиец Палла Строцци и заказывает алтарный образ для семейной капеллы в церкви Святой Троицы за баснословную цену. Джентиле создает шедевр, который по праву считается лучшим образцом старого стиля, элегантного и рафинированного.

Центральной частью Алтаря Строцци становится сцена Поклонения волхвов.

Согласно Евангелию от Матфея, на небе вспыхнула яркая звезда, которая привела к новорожденному Иисусу волхвов с востока. Три восточных короля прибыли в Вифлеем поклониться младенцу и поднести диковинные дары: золото (дар королю), ладан (дар священнику) и смирну (дар тому, кто должен умереть: мирро использовалось для подготовки тела к погребению).

 

Джентиле изображает евангельскую сцену не совсем обычным образом. На фоне дивного пейзажа и роскошного кортежа перед нами яркая и праздничная толпа. Кажется, можно ощутить эту сказочную атмосферу: кругом суета и веселье. Сцена, представленная художником, напоминает о рыцарских романах, о блестящих придворных и о феодальных замках. Здесь и рыцари, и охотники, и слуги, и прекрасные дамы, и чужеземцы в восточных одеждах, и диковинные животные, гепарды львы, обезьяны, и сцены соколиной охоты. 

Джентиле да Фабриано создает произведение, наполненное деталями, которые требуют от художника подлинного мастерства. Важно то, что старый стиль - вовсе не означает "несовершенный". Напротив, поздняя готика предполагает тонкость рисунка, внимание к деталям и почти ювелирную декоративность.

"Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано напоминает шкатулку с драгоценностями, расписанную сияющими красками, золотом и серебром: обилие деталей, восточные ткани, украшения... художник использует евангельский сюжет для демонстрации богатства заказчика. 

К слову, сам заказчик, Палла Строцци, стоящий за молодым королем, внимательно наблюдает за зрителем.

"Поклонение волхвов" станет особым сюжетом для богатых флорентийцев во времена Раннего Возрождения. И в особенности для Медичи. Так, в 1459 году Козимо Медичи закажет роспись капеллы, что находится в семейном палаццо, флорентийцу Беноццо Гоццоли. Художник, известный тем, что умеет «рассказывать истории», создаст настоящее чудо.

Беноццо Гоццоли - яркий представитель раннего Возрождения, тем не менее вдохновлен алтарем Строцци. И его средний король - дань уважения мастерству Джентиле да Фабриано.

Джентиле да Фабриано был певцом придворного позднеготического стиля во всем его блеске. Он до конца жизни оставался верен своей манере: его не интересовала ни реалистичность персонажей, ни глубина пространства.

Микеланджело скажет о нем: "В живописи его рука была подобна его имени" (gentile c ит.: любезный, учтивый, деликатный). 

© Рена Махмудова, 2017

* Иллюстрации - wga.hu