ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Лекция 21 июля (СБ) "Рафаэль: путь художника"
 пройдет в 16.00
в павильоне "Рабочий и колхозница"

Истории о Караваджо. Часть I

Микеланджело Меризи да Караваджо — художник, совершивший революцию в европейской живописи.

Его яркая и короткая жизнь похожа на рыцарский роман, в котором были скандалы, слава, тюремные заключения, изгнания, любовные приключения, головокружительные взлеты и стремительные падения. Если бы не существовало Караваджо, этого дерзкого и своенравного гения, то его стоило бы придумать!

ИМЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Микеланджело Меризи родился в Милане 29 сентября 1571 года в праздник Архангела Михаила, имя которого он и получил на следующий день при крещении.

Семья будущего художника была небогата и происходила из городка Караваджо, что находится в окрестностях Бергамо. На момент рождения Микеланджело отец, мастер по работе с камнем и архитектор, получает работу в Милане на стройке Кафедрального собора и перевозит всю семью в большой город.

Микеланджело нет и 10 лет, когда его отец умирает от тифа, и семья вновь возвращается в родной городок.

Спустя несколько лет он снова уедет в Милан, где будет изучать искусство живописи в мастерской художника Симоне Петерцано, ученика великого Тициана и носителя художественных традиций Венеции и региона Венето, в основе которых лежит колорит и виртуозное владение светом. В годы своего ученичества Караваджо будет увлечен художниками, работающими в духе ломбардского реализма, передающими жизнь без прикрас и идеализации. 

Ранние работы художника не сохранились.

В возрасте 21 года при неясных обстоятельствах художник переезжает в Рим. Именно здесь его ждут не только слава и расцвет, но и позор и гонения. Именно в Риме никому неизвестный Микеланджело Меризи превратится в Караваджо. Караваджо - прозвище, которые по давней традиции получали в крупных городах приезжие художники: Джениле из Фабриано, Перуджино из Перуджи, Веронезе из Вероны...

ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Караваджо - один из художников, говорить о творчестве которого невозможно без пристального рассмотрения его характера. Вспыльчивый, необузданный, грубый, дерзкий, несдержанный, он будто искал опасность: наживал врагов, попадал в передряги и драки, болел, сидел в тюрьме, проводил время в трущобах с теми, кого принято остерегаться. Да и своих героев, уличных торговцев, бродячих музыкантов, гадалок, картежников, неопытных юношей, городских щеголей, куртизанок, он встречал на самом дне римской "народной" жизни.

Его совершенно не прельщала жизнь в славе и в богатстве, он был равнодушен к комфорту и почестям. Казалось, в его душе горит огонь саморазрушения, который заставлял его терять все, что у него было, он гнал его, словно объятого безумием, пока наконец не испепелил в изгнании в возрасте 37 лет.

ПОКРОВИТЕЛИ

К счастью у непутевого Караваджо были могущественные покровители. В родном городе отец и дед художника служили в доме Франческо Сфорца, маркиза Караваджо. Его супруга, Костанца Колонна, с юности взяла Микеланджело Меризи под свое покровительство. Позднее семья Колонна будет неизменно приходить на помощь Караваджо: поручаться за него в тюрьме, скрывать в своем дворце от гнева папы, даже помогать ему в изгнании.

В Риме первое время Караваджо пытается устроиться в мастерские к никому неизвестным художникам, пока не попадает, наконец, к модному живописцу Чезаре д'Арпино. В его мастерской он знакомится с важными и крупными коллекционерами произведений искусства. Так он находит своего главного мецената и покровителя, кардинала Франческо Мария дель Монте, посла Великого герцога Тосканского в Риме. С 1594 по 1599 год Караваджо будет жить в его дворце как частный художник, получая заказы и щедрое содержание.

Кардинал дель Монте знакомит Караваджо с представителями самых благородных фамилий Рима: Джустиниани, Маттеи, Боргезе, Барберини. Заказы сыпятся на него как из рога изобилия. Самые просвещенные люди Рима, искушенные коллекционеры в восторге от революционной манеры молодого художника, в основе которой лежит шокирующий реализм. 

Если какая-то картина не нравилась одному заказчику (по причине поражающего и яркого реализма, на который были "готовы" далеко не все), то ее тут же приобретал стоящий в очереди. Нередко Караваджо приходилось создавать несколько вариаций своих картин (Лютнист, Гадалка и т.д.).

Караваджо окружен славой, он начинает работать для самых важных церквей Рима: Кьеза Нова, Сант'Агостино, Сан-Луиджи дети Франчези, Санта Мария дель Попполо... и, наконец, даже для собора Святого Петра.

Но ничто не могло удержать его от опасности, разгула и разврата, которые неудержимо затягивали его в водоворот. В мастерской он проводил не более четырех часов, после чего выходил в город. Интересно, что при нем неизменно находилась шпага. А быть вооруженным, тем более шпагой, считавшейся привилегией дворянского сословия, означало во что бы то ни стало нарваться на неприятности. Его часто останавливали жандармы, которым Караваджо дерзил, за что бывал задержан, и только лишь вмешательство покровителей спасало его от тюремных заключений. Он бросался камнями, частенько нападал со спины, однажды залез в дом двух женщин, а еще бросил блюдо артишоков в лицо якобы заносчивому трактирщику... и подобным историям не было конца!

МУЖСКАЯ КРАСОТА И ГНИЛЫЕ ФРУКТЫ

Едва приехав в Рим, Караваджо знакомится с молодым художником Марио Миннити, который становится учеником, другом, возлюбленным и моделью для его ранних картин. Марио Миннити, молодой сицилиец, он также необуздан и неотесан, вместе они бродят по злачным местам Рима в поисках приключений. Они будут неразлучны несколько лет, затем между ними произойдет ссора, после которой Марио Миннити женится и уедет на Сицилию.

Первые работы Караваджо воспевают античную, приторную, грубоватую и простоватую красоту черноглазого и черноволосого юноши с округлыми чертами лица. Присмотритесь, и "Юноша с корзиной фруктов", и "Мальчик, укушенный ящерицей", и "Голова медузы", и "Лютнист", и юноши с картины "Музыканты", - все это Марио Миннити. Этот тип мужской красоты, характерный для средиземноморских стран, вы еще не раз встретите в работах Караваджо. К этому же типу относился и сам Караваджо: достаточно взглянуть на его автопортрет в образе больного Вакха!

 

Но не только черноглазые юноши привлекали художника. Природа во всех её проявлениях была главным источником вдохновения для Караваджо. За реалистичность в изображении плодов, цветов и листьев его называли "певцом гнилых фруктов". Неспелые персики, перезрелый инжир, треснувшие гранаты, кислый или сладкий виноград, червивое яблоко, сухие листья... никогда прежде природа не была такой настоящей!

ТЕХНИКА

Караваджо вихрем ворвался в искусство живописи, изменив его кардинальным образом. Он создал свой собственный стиль, породив череду последователей-караваджистов. Но самое интересное: он не оставил ни эскизов, ни записей о том, как он работал. 

Его "Корзина с фруктами", ставшая первым натюрмортом в истории итальянской живописи, поражает реалистичностью изображения и глубиной созданного пространства. В "Корзине с фруктами" нет ни комнаты, ни стола, ни других предметов, с помощью которых можно создать глубину и передать объемы, тем не менее пространство, в котором размещен натюрморт абсолютно осязаемо. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Караваджо уделял особое внимание тому как свет освещает что бы то ни было, какие эффекты он оказывает. Свет - главный участник его картин.

 

Создавая много-фигурные композиции, Караваджо выступал скорее как кинематографист, мастерски конструировал композицию и использовал контрастный свет для создания невероятного драматизма и реалистичности.

Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Рисовал с натуры без эскизов. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. К примеру для "Шулеров" он использует одного и того же юношу: сначала для изображения одного из картежников, а после - и для бедолаги, которого так ловко обыгрывают. А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Вероятно, что именно при помощи зеркала он писал картины, делал на нем отметки, останавливая мгновение.

Продолжение следует...

© Рена Махмудова, 2017

* иллюстрации - wga.hu